Алкоголизм, пьянство, наркомания – кто виноват ?

narkomaniya 300x300 Алкоголизм, пьянство, наркомания – кто виноват ?

Алкоголизм, пьянство, наркомания – кто виноват ?

Как правило, родители в школе — редкие гости. Одни бывают на родительских собраниях, участвуют в ремонте школы или подготовке классов к новому учебному году, другие приходят по вызову в случае ЧП, третьи участвуют в торжественных актах. Есть родители, которые не появля­ются в школе ни по какому поводу Устойчивый контакт между семьей и школой отсутствует, еще более далеки родители от колледжа и техникума. Прочные связи затруднены занятостью и родителей, и учителей. Нет инициативы ни с той, ни с другой стороны. Отсутствует понимание того, что кооперация всегда дает лучшие результаты, нежели разрозненные усилия. Зачастую нет должного взаимного уважения: родители не очень высоко ценят умение и жела­ние учителей воспитывать, а те платят им таким же не­доверием.

В интервью с родителями затрагивались вопросы их взаи­моотношений с детьми, об обстановке в школе (колледже, техникуме), о воспитании. Все они, естественно, были так или иначе ориентированы на проблемы потребления моло­дежью, подростками спиртных напитков и наркотиков. Нашими собеседниками были почти 200 отцов и 500 мате­рей. Столь неравное представительство связано не столько с тем, что есть матери-одиночки, но скорее всего с нежела­нием (или невозможностью) некоторых отцов принять участие во встрече с социологами.

Среди собеседников были родители в возрасте до 30 лет — 3%, в возрасте.31—40 лет — почти 60%, с 41 до 50 лет — более 30%. Их образование: до 9 классов (включительно) — 8%, среднее и среднее специальное — более 40%, высшее — почти 50%.

Конечно, привлекает внимание, что каждый второй из числа опрошенных с высшим образованием. Имеет по одному ребенку каждая пятая семья, двух детей почти 50%, остальные семьи имеют 3—4 детей и больше. Среди опрошенных: рабочих более 30%, служащих без высшего образования — 25%, "служащих с высшим образо­ванием— 45%, остальные — студенты или домохозяйки.

Юноши и девушки к своему совершеннолетию почти поголовно знают вкус алкогольных напитков, и некоторых из них он не отпугивает от регулярного потребления. А что думают по этому поводу родители?

Не сговариваясь, каждый второй папа (39,4% опро­шенных) и каждая вторая мама (50,1%) взяли вину на себя, во всяком случае, они утверждают, что «дети брали пример со своих родителей». Не станем оспаривать это мнение. Еще 30% родителей, говорящих, что у детей не воспитывалось отрицательное отношение к алкоголю, надо думать, имеют в виду не только школу, но и самих себя. Значит, по их же собственной оценке, больше всего виноваты именно те люди, которые больше всего должны любить, оберегать, пестовать " детей, — их мамы и папы.

Родители все же целиком брать вину на себя не хотят, считают равноправным соучастникам наше общество, кото­рое не вело в стране активной, бескомпромиссной борьбы с пьянством. Против этой оценки также нельзя возражать. Что касается мнения родителей, что «антиалкогольная ра­бота в школе, колледже, техникуме проводилась слабо», то новизна здесь только в том, что появляется на авансцене третий «виновник» — школа, учителя. Поровну также долж­ны делить между собой ответственность семья и школа за «плохую организацию досуга школьников, учащихся колледжей и техникумов» — эту причину назвала третья часть опрошенных родителей.

Дальше называются причины, которые уже на стороне подростков.

Забегая несколько вперед, скажем, что, воз­лагая главную вину на старших, конечно же, нельзя снимать ответственность и с самих ребят.

Согласимся с родителями и в том, что многих «сбивали с толку старшие ребята». Другие факторы, названные родителями, уже встречались в интервью с учителями: пробовали из любопытства, подражали взрослым, хотели казаться взрослыми, подражают героям кинофильмов и книг, пытаются с помощью алкоголя облегчить общение в компании.

Из опрошенных родителей 75% отцов и 40% матерей, по их словам, потребляют спиртные напитки, правда, некоторые делали признание с оговоркой на праздники. Многие родители раньше признали, что дети чаще всего знакомятся со спиртными напитками, подражая и беря пример с папы и мамы. Когда же дошло дело до того, чтобы оценить, как сказывается потребление родителями алкогольных напитков на детях, опрошенные раскололись на четыре равные группы: первая вовсе не ответила на вопрос, вторая считает, что влияет «очень плохо», третья — «плохо», четвертая — «не влияет». В четвертой группе представлены в большей доле папы. На созвучный вопрос о том, является ли трезвость родителей обязатель­ным условием трезвости их детей, ¾ опрошенных показали своими ответами, что хорошо осознают эту зависимость, ее отрицают только 10% отцов и матерей.

Трезвость старших, по мнению родителей, может дать наибольший эффект. Это прежде всего трезвый образ жиз­ни самих родителей.

На втором месте (65% опрошенных) — создание благоприятных условий для разумного, интересного досуга подростков и молодежи.

На третье место родители ставят группу запретительных мер, ограничительных и карательных: ужесточение наказания за спаивание несовершеннолетних, затем — решитель­ная борьба с пьянством на производстве и ужесточение наказания за появление в пьяном виде в общественном месте, ужесточение спроса с руководителей за потворство и выпивки с подчиненными.

Четвертое место занимают меры, которые являются профилактическими, воспитательными: телевизионные пере­дачи и кинофильмы, диспуты с участием специалистов и интересные лекции, беседы; наряду с этим родители поддерживают идею организовать во всех школах, колледжах, техникумах специальный курс уроков о вреде алкоголя и благе трезвости.

Почти каждый третий из опрошенных родителей счи­тает необходимым и полезным открытие безалкогольных баров и расширение выпуска безалкогольных напитков.

Особняком стоят две оценки, собравшие минимальное число голосов: лишь немногие за ограничение мест и вре­мени продажи спиртных напитков, другими словами, опро­шенные не одобряют устройство очередей за алкогольными напитками; только единицы высказались за повышение цен на спиртные напитки. Казалось бы, оба этих показа­теля не имеют касательства к подросткам, ведь в очередях они не стоят и приобретать алкогольные изделия не имеют права. Но на самом деле складывающаяся в стране алкогольная ситуация затрагивает все население, в частности вспомним о вспышке в стране токсикомании.

И все же меры, которые назвали родители как наи­более эффективные, касаются всего населения, в первую очередь взрослых. Поэтому родителей попросили высказать свое мнение, что они считают наиболее эффективным по отношению к подросткам.

Представляют интерес намерения родителей в том случае, если они узнают, что их дети потребляют спиртные напитки. Приводим их ответы на этот вопрос (% к числу опрошенных).

Ответ Мужчины Женщины
Объясню, сколь вредно это 69,2 69,1
Буду следить, чтобы это впредь не повторя­
лось 34,3 45,1
Буду Бездействовать личным примером трез-
>вести 29,1 31,1
Посоветуюсь в школе, как мне поступить 15,7 21,9
Затрудняюсь ответить, как поступлю в этом
случае 9,3 14,4
Накажу: не пущу в кино, гулять, не дам де­
нег и т. д. 5,2 5,3
Поколочу 4,1 3,3

Большинство понимают, что даже категорический запрет еще не сулит успеха, а главное не запретить или запугать. Мы разделяем мнение родителей, которые считают, что воспитание в ребенке трудолюбия, ответственности, целе­устремленности, умения вести себя — это как раз те необ­ходимые качества, которые могут уберечь от потребления алкоголя и, следовательно, пьянства.

В предыдущей главе приведены оценки учителей об умении и усилиях родителей воспитывать детей в духе трезвости. Теперь роли поменяем и послушаем мнение родителей о том, как учителя справляются с этой работой.

Поясняют своим ученикам пагубность потребления алкоголя и стараются убедить этого не делать 90% учитель­ниц и 70% учителей, третья часть тех и других запрещают своим ученикам потреблять спиртные напитки и преду­преждают о строгом наказании, большая часть учитель­ского корпуса в лице учительниц посещают семью ученика, чаще приглашают родителей в школу, а учителя-мужчи­ны как раз наоборот — предпочитают встречу с родителя­ми не в семейной, а в официальной обстановке.

Важный вопрос — потребляет ли учитель алкогольные напитки. Родители, во всяком случае большинство, пони­мают, что такая зависимость существует, об этом говорят их ответы на вопрос: «Считаете ли вы, что учитель дол­жен быть трезвенником?» (% к числу опрошенных):

 

Ответ Мужчины Женщины
Да, обязательно 69,2 79,4
Нет, не обязательно 22,7 11,6
Не знаю 8,1 9,0

 

Большинство опрошенных родителей считают трезвость учителя важным фактором воспитания, так как, по их на­блюдениям, информация, дошедшая до учащихся, что их учитель употребляет спиртные напитки, влияет на них очень плохо, сводит на нет нее учительские увещевания, призывы и запреты. Только 4% опрошенных родителей полагают, что это никак не скалывается на учащихся.

И совсем иначе влияет на детей информация, что их учитель абсолютный трезвенник, не потребляет спиртных напитков.

Большую тревогу высказывают родители в связи с усилением в стране наркомании и токсикомании. Наиболее важный вопрос данной проблемы — почему, какие обстоя­тельства, причины, быть может, случайности побудили подростка попробовать наркотики или токсические вещест­ва. Мнение родителей по этому поводу имеет важное зна­чение и должно учитываться при анализе причин нарко­мании и токсикомании.

Приводим ответы на вопрос: «Какие причины, по ва­шему мнению, побуждают подростков принимать наркоти­ки или токсические препараты?» (% к числу опрошенных):

 

Ответ Мужчины Женщины
Любопытство 40,1 45,7
Уговорили другие ребята 25,0 23,4
Дали взрослые 8,7 9,4
Ребята не понимают пагубных последствий 43,0 38,9
приема наркотиков
Просто так принимают, без всякой причины 10,5 6,8
Следуют примеру других ребят 30,2 23,2
Видели это в кино либо читали о нвркотиках 11,6 9,6
в книгах, журналах, газетах
Было неудобна отказаться 10,5 9,0
Заставили 12,8 18,8
Стремятся получить удовольствие, «словить 16,6
кайф» 14,5
Среди подростков прием наркотиков счита­ 10,5 9,6
ется престижным занятием
Не знают, чем заняться в свободное время 26,2 25,8
Ложная романтика, желание приобщиться 14,5 11,6
к чему-то таинственному, загадочному
Не умеют общаться, принимают наркотики ?.2 7,7
для поднятия настроения
Не развиты здоровые интересы, нет цели в
жизни 23,8 26,7
Пытаются, прибегая к наркотикам, решить
проблемы в своих отношениях с другим по­ 6,1
лом 2,3
Хотят отвлечься от повседневных забот 1,7 4,2
Побуждает принимать наркотики горе, бо­
лезнь, личная драма, материальные трудно­ 2,3 7,4
сти в семье

 

Обращает на себя внимание, что по всем названным показателям очень близки или даже совпадают оценки, которые высказаны отцами и матерями. Интересно также сравнить

мнения родителей о причинах наркомании с мне­ниями учителей (приведены в предыдущей главе). Ока­зывается, имеет место совпадение оценок родителей и учителей по большинству показателей.

Возникает вопрос: «Где школьник Ваня, учащаяся колледжа Надя или студент техникума Вася добывают наркотики?» Родителям, как и учителям, об этом, конечно, известно далеко не все, речь идет о явлении, которое не афишируется, но есть смысл обратиться к информации, полученной от родителей. Прежде всего опять-таки для того, чтобы знать, что они думают, насколько информированы.

Распределение ответов родителей на вопрос: «Кто, по вашему мнению, мог впервые предложить подростку наркотики?(% к числу опрошенных):

 

Ответ Мужчины Женщины  Все
Наркоман 22,7 30,2 27,9
Старшие ребята 44,2 40,3 40,6
Преступник, отбывший срок
наказания 14,0 15,8 ' 14,8
Сбытчик наркотиков 23,8 28,4 26,5
Сверстники 42,4 33,0 35,0
Случайные люди 2,9 1,8 2,3
Иностранцы 0,4 0,3
Родственники 1,2 0,9 0,6

 

Из приведенных данных видно, что главным источником опасности, главными виновниками знакомства новичка с наркотиком являются старшие ребята и сверстники. Однако и родители, как видно, отводят серьезную роль сбытчикам наркотиков и наркоманам.

narkomaniya2 300x199 Алкоголизм, пьянство, наркомания – кто виноват ?

Знакомство новичка с наркотиком

Большинство родителей, даже знающих, что их дети знакомы с наркотиками, затрудняются сказать, что это было за снадобье. Вместе с тем некоторые родители сумели проникнуть в эту тайну и называют и наркотики, и токси­ческие препараты. По оценкам родителей, преобладают токсические препараты, в среде подростков большое распространение получила токсикомания.

Как самостоятельный был перед родителями поставлен вопрос, известно ли их детям о последствиях приема наркотиков. Ответили утвердительно — 77% опрошенных, отрицательно — 3%, остальные затрудняются что-либо сказать. Эта удивительная неосведомленность — укор взрос­лым и одна из возможных причин распространения среди подростков наркомании и токсикомании.

Представляется, что затронутый вопрос является на­столько важным, что полезно привести мнения родителей о том, откуда узнали их дети, кто им объяснил, что прием наркотиков может привести к гибели (% к числу опро­шенных) .

 

Ответ Мужчины Женщины  Все
Мать, отец 65,7 70,2 66,5
Старшие брат, сестра 9,3 8,1 8,4'
Другие родственники 7,6 5,5 6,0
Учителя, преподаватели 31,4 38,3 35,0
Сверстники 4,1 6,1 5,7
Узнали из газет 29,7 44,0 38,9
Узнали из лекции, беседы 7,0 15,5 12,8
Узнали на уроке в школе
(колледже, техникуме) 6,4 12,9 10,7
Из телевизионных передач 56,4 66,5 62,1
Читали об этом в книгах 9,9 17,9 15,2

Главными просветителями по поводу наркотической опасности, как видно, выступают сами родители и другие взрослые родственники, видная роль принадлежит теле­видению, по сравнению с которым информация из газет, журналов, книг выглядит незначительной. Особо приходится сказать о школе, которой при наличии преподавателей различных дисциплин, казалось бы, надлежало быть главным просветителем. Увы, если суммировать показатели антинаркотической пропаганды и просвещения, так или иначе связанных со школой, то окажется, что, по мнению родителей, школа (колледж, техникум), преподаватели, учите­ля играют недостаточную роль. Совсем мало полезной ин­формации поступает от сверстников.

Недостаточное участие учителей в разъяснительной работе, возможно, проистекает из того, что учителя не­достаточно осведомлены о том, знакомы ли их учащиеся с наркотиками или токсическими препаратами. Проверить нашу догадку можно двояким образом: узнав мнения учи­телей и родителей. Мнение первых на сей счет уже при­водилось, осталось выяснить, что думают родители. Их информация по этому поводу очень скудная: почти ¾ опро­шенных родителей затрудняются ответить; полагают, что учителя об этом знают, 16%; убеждены в том, что учителям ничего не известно, 11,5%. Если сопоставить ответы ро­дителей и учителей об осведомленности последних, будет ясно, что оценки родителей близки к истине, учителя признают, что мало знают о том, принимают ли их ученики наркотики или токсические вещества.

Когда родители узнают о потреблении сыном или до­черью наркотиков или токсических препаратов, то часто их охватывает растерянность, они не знают, что делать. Это подтверждается данными опроса родителей: большин­ство признают, что они не знают, как поступить в этом случае. Меры, к которым они в конечном счете прибегают, можно пересчитать по пальцам одной руки, а в эффектив­ности этих мер сильно усомниться. Когда шок у родите­лей проходит, они чаще всего принимаются разъяснять детям пагубность приема наркотиков либо тем или другим образом наказывают, иногда сочетают и то и другое, до­полняя это тем, что бдительно следят, чтобы это не повторилось. Слово «бдительно» вызывает недоверие: обыч­но родители и дети утром расстаются, чтобы встретиться вновь поздно вечером после возвращения родителей с ра­боты.

Есть еще мера, требующая обсуждения, — «обращаюсь к врачу-наркологу». Так поступают тоже немногие — 2— 3% опрошенных. Как раз обращаться к наркологам роди­тели в большинстве случаев не спешат. На вопрос, почему они не торопятся спасать своих детей с помощью медици­ны, родители отвечают, что у них есть надежда, что бесе­дой, уговорами, угрозами, слезами, карами сумеют добиться успеха; часть опрошенных признаются, что, узнав о случив­шемся, они теряют всякую способность рассуждать и что- либо предпринимать, они просто не могут прийти в себя; некоторые видели в кинофильме, где-то читали, от кого-то слышали, что спасении от наркомании нет; многие семьи останавливает чувство, но нашему глубокому убеждению, ложного стыда, боязнь огласки, опасения осуждения окру­жающих; многие говоря г, что хотели бы сразу же обратиться к медицинской помощи, но не знают, к кому же в таком случае надо обращаться; некоторые признались, что жалеют детей, не хотят прибегать к помощи медицины, так как наслышаны, что лечат негуманными методами и средствами.

По поводу всех этих сомнений, опасений, терзаний хо­телось бы адресовать упрек медикам, а также психоло­гам, социологам, работникам средств массовой информации. Их священный долг заключается в том, чтобы информи­ровать население о мерах, которыми располагает общество для борьбы с наркоманией. Если сняли запрет с этой темы, то надо пойти дальше, прекратить засекречивание сведений и информации об этом явлении, ибо от этих секретов огромный вред, а пользы никакой. Разумеется, речь не идет о том, чтобы рассказывать, как и из чего изготавли­вают наркотики или как- этот яд принимают.

Родители выше всего оценивают меры профилактиче­ские, воспитательные: больше внимания уделять детям в семье и лучше их воспитывать, усилить контроль учите­лей и повысить роль школы в воспитательной работе, объединить и скоординировать усилия семьи и школы, сделать регулярными контакты родителей и учителей, улучшить анти наркотическую пропаганду в стране, значи­тельно улучшить материальную базу и организацию до­суга детей, приобщать детей к спорту, организовать для детей в свободное время посильный труд, мамам меньше работать в общественном производстве

Вторая группа родительских предложений связана с запретами и наказаниями: издать более жесткие законы, строже наказывать, изолировать наркоманов, усилить ра­боту правоохранительных органов, сделать наркотики недоступными.

Интересно мнение родителей о том, надо ли вообще уделять внимание в средствах массовой информации проб­леме наркомании и токсикомании. Представляет интерес мнение родителей по этому вопросу.

Убеждены, что приращение знаний и информации о наркомании приведет к формированию убеждения о вреде наркотиков и сокращению числа их потребителей, почти 70% родителей, придерживаются противоположного мне­ния — «это может способствовать возникновению любо­пытства и увеличению числа потребителей наркотиков» — 10%, остальные затрудняются что-либо сказать по данно­му вопросу.

Мы разделяем мнение большинства, полагая, что чем больше население будет знать о наркомании, о ее послед­ствиях и методах борьбы с этим злом, тем будет больше шансов на успешную борьбу.

Похожие Материалы:

  1. Алкоголизм и Наркомания
  2. Пьяные девушки — Вот до чего доводит пьянство !
  3. Наркомания — на всю жизнь или нет ?
  4. Наркомания – общие сведения
  5. Наркомания – Биологические основы зависимости

Tags: , , ,

 

Оставить отзыв





 

 
Яндекс.Метрика