Аспекты Профилактики наркомании

narcolikvidator profilaktika narkomanii1 300x225 Аспекты Профилактики наркоманииСовременная модель профилактики наркомании должна строиться на понимании того факта, что подрастающее поколение не приспособлено к современным условиям постоянно меняющейся стрессогенной социальной действительности; что взрослые люди, не имея определенных знаний и навыков, не в состоянии обучить детей тем поведенческим моделям, которые понадобятся в жизни. Мы и наши дети в настоящее время находимся под интенсивным воздействием социального стресса, требований среды. Совершенно очевидно, что невозможно просто ждать, когда это кончится. В этой ситуации у психологически не просвещенного населения происходит хаотический поиск наиболее простой модели поведения. При этом часто выбираются саморазрушающие пути совладания со стрессом — употребление алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ. В связи с этим наиболее эффективным путем профилактической активности является путь формирования стрессоустойчивой личности.

В соответствии с классификацией Всемирной Организации Здравоохранения профилактика делится на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика

Первичная профилактика является неспецифической и наиболее массовой. Ее контингент включает общую популяцию детей, подростков и молодежи, а целью является формирование активного, адаптивного жизненного стиля, направленного на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц с биологическими, психологическими и социальными факторами риска, развитие невосприимчивости к употреблению наркотиков. Первичная профилактика наиболее эффективна, поскольку полностью стремится избежать патологических исходов, уменьшить число лиц, способных употреблять наркотики. Усилия первичной профилактики меняют одни развивающиеся формы поведения на другие и направлены не столько на предупреждение болезни, сколько на формирование здорового поведения.

Задачами первичной профилактики являются совершенствование подростком своих поведенческих стратегий и увеличение потенциала личностных качеств подростка (формирование позитивной, устойчивой Я-концепции, повышение эффективности функционирования социально-поддерживающих сетей, развитие внутреннего контроля собственного поведения).

Основными способами реализации задач первичной профилактики является обучение здоровому поведению (осознание, развитие и тренировка определенных умений: справляться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением), а также оказание детям и подросткам психологической и социальной поддержки адекватными поддерживающими системами и структурами.

Выполнение задач первичной профилактики должно осуществляться специально обученными в области профилактики психологами, медицинскими и социальными работниками и педагогами.

Технологии первичной профилактики бывают педагогические, социальные, медико-психологические и медико-биологические.

Цель социальных и педагогических технологий — это информация, мотивация на здоровый образ жизни, социальная поддержка. Они осуществляются посредством воздействия средств массовой информации, обучающих технологий, альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности, создания социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.), антинаркотических мотивационных акций, системы деятельности социальных работников и волонтеров.

 

Вторичная профилактика

Вторичная профилактика у детей, подростков и молодежи включает в себя как социально-психологические, так и медицинские мероприятия неспецифического характера. Ее контингентом являются дети и подростки с поведением риска (аддиктивное поведение, уходы из школы и дома, безнадзорные дети, дети и подростки, проявляющие другие формы отклоняющегося и асоциального поведения, либо находящиеся в социальной ситуации, провоцирующей наркотизацию).

Ключевым фактором в разработке мер психопрофилактики аддиктивного поведения у подростков является изучение его мотивации. Цель состоит в изыскании путей и средств коррекции и устранении истинных мотивов злоупотребления, а также тех социально-психологических факторов, которые способствуют аддиктивному поседению.

Вторичная профилактика является массовой, оставаясь все-таки индивидуальной в отношении конкретного индивидуума с поведением риска. Проводимые при вторичной профилактике мероприятия ведут к уменьшению числа лиц с наркоманией путем вмешательства на ранних донозологических этапах ее развития. Целью вторичной профилактики является изменение малоадаптивного поведения риска на адаптивную форму.

Задачами вторичной профилактики является развитие активных стратегий решения проблем аддаптивного поведения, повышение потенциала личностно-средовых ресурсов, профилактическое воздействие социальных сетей, которое включает создание разнообразных профилактических программ, имеющих целью совершенствование естественных сетей (семья) и создание искусственных (группы социальной и психологической поддержки, приюты, медико-психологические центры и программы поддержки, анонимные сообщества).

Выполнение программ вторичной профилактики должно осуществляться специально обученными профессионалами -психотерапевтами, психологами, педагогами — и сетью непрофессионалов — членов групп само- и взаимопомощи, консультантами. Эффект от этих программ менее универсальный и действенный, чем от программ первичной профилактики.

Технологиями вторичной профилактики являются социальные, медико-психологические и психотерапевтические, медико-биологические.

Цель социальных технологий — профилактика развития заболевания (зависимости); психологическая и социальная адаптация. Они осуществляются посредством формирования мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, формирование мотивации на изменение поведения, формирование социально-поддерживающего поведения.

Третичная профилактика

Третичная профилактика наркомании среди детей, подростков и молодежи является преимущественно медико-социальной, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую форму последствий в виде стойкой дезадаптации. Целью третичной профилактики является максимальное увеличение срока ремиссий. При проведении третичной профилактики резко возрастает роль профессионалов -психотерапевтов, терапевтов и психологов, а также непрофессионалов -консультантов, членов социально-поддерживающих групп и сообществ. Технологии третичной профилактики включают медико-психологические и психотерапевтические, а также медико-биологические технологии. Их целью является формирование социально-поддерживающей и развивающей среды.

При проведении профилактических программ для подростков нужно создание условий открытого доверительного общения и творческой атмосферы работы, основная цель которой — формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих употреблению наркотиков.

Эти программы должны включать информацию о действиях и последствиях употребления любых психоактивных веществ, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи употребления наркотиков и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями совладения с ним. Однако эта информация не должна предлагаться в лекционной или слишком директивной форме, а осторожно и органично вплетаться в структуру основной программы на том этапе взаимодействия в рабочей группе, когда она уже может быть воспринята адекватно и иметь позитивный отклик.

Очень важным является то, что подросток должен получить представление о себе самом, об отношении к себе, своим возможностям и недостаткам; о собственной системе ценностей; о способности или неспособности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение, решать простые и сложные жизненные проблемы; об умении оценивать ту или иную жизненную ситуацию и свои возможности ее контролировать; о своих умениях общаться с окружающими, понимать их поведение и их перспективы, сопереживать и оказьшать моральную поддержку. Подросткам необходимо формировать самопринятие, умение критически себя оценивать, способность к исправлению совершенных ими ошибок. Необходимо также адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя, ставить перед собой цели и достигать их, контролировать свое поведение и уметь анализировать свое состояние.

То, что представляют собой программы профилактики, трудно осуществить практически. Особенно те программы, которые представлены в первичной профилактике. Причины этого различны. Это и проблемы, связанные с организацией досуга детей и подростков и по месту проживания, и по учреждениям, где они обучаются. Это следствие того, что отсутствуют кадры, материальные возможности, помещения для работы с молодежью. Профилактические мероприятия по потреблению психоактивных веществ (беседы, лекции и другое), проводимые в учебных заведениях, педагоги считают зачастую неэффективными. Скорее всего, основным источником информации учащихся о наркотиках являются телепередачи и видеофильмы, если не считать той информации, которую подростки получают от друзей, уже попробовавших наркотики.

Одной из составляющих противостояния распространению употребления наркотических веществ среди молодежи должна быть гласность и доступность информации о различных антинаркотических акциях.

Недостаточной является степень участия семьи в работе по предупреждению употребления психоактивных веществ подростками (в семье часто разрешают курить, употреблять алкогольные напитки, в частности, пиво, вино, шампанское).

Семейная политика в отношении наркотиков очень важна. Практика показывает, что, вопреки распространенному убеждению, дети хотят планировать свою жизнь и строить свое счастье. Они поступают более ответственно, когда сами родители придерживаются определенных ограничений и норм. Родители способны помочь, рассказывая о последствиях употребления алкоголя и наркотиков и обсуждая с ребенком, какого поведения они от него ожидают. Он должен знать, как ему себя вести, что нужно, а чего нельзя делать.

Профилактика наркомании в детском и подростковом возрасте

Главным направлением борьбы с наркоманией и токсикоманией является профилактика. Прежде всего, на государственном уровне должна быть решена задача удовлетворения важнейших жизненных потребностей человека, возможность осуществления здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни детей — это и специализированная медико-генетическая помощь семьям, нормальные жилищные условия и полноценное питание, психологическая безопасность подростка и возможность полноценного труда — все это общие социальные условия, без которых профилактика наркомании теряет свою эффективность. Необходимым условием является также формирование современного правового государства, высшим принципом которого служит безусловное подчинение всего и всех закону.

И, наконец, воспитательная работа с молодежью по привитию навыков здорового образа жизни, осознанного бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Профилактика наркомании и токсикомании должна вестись вместе с профилактикой пьянства и алкоголизма,

сочетаться с оздоровлением бытового и досугового окружения ребенка, ранним выявлением лиц, потребляющих наркотические, токсические, сильнодействующие средства.

Оздоровление образа жизни детей и подростков предполагает вытеснение семейного пьянства. Особенно в этом нуждаются сожительские пары (фактические супруги). Они чаще, чем лица, состоящие в юридическом браке, злоупотребляют спиртными напитками, среди них больше доля лиц, признанных в установленном порядке хроническими алкоголиками, а также ранее судимых. Среди них отмечено больше случаев аморального и противоправного поведения в конфликтных ситуациях.

Одним из эффективных и надежных способов профилактики потребления алкогольных напитков, психоактивных веществ является формирование в детском и подростковом возрасте целесообразных гигиенических навыков и привычек, в том числе и своевременная выработка стойкого и осознанного негативного отношения к употреблению алкогольных напитков и других психоактивных веществ.

В процессе развития на ребенка воздействуют школа, семья, друзья, родственники, информация, поступающая по каналам массовой информации и многое другое, все то, что составляет микросоциальную среду, окружающую и формирующую его как личность.

В связи с тем, что детям свойственно подражательное поведение, на возникновение положительной алкогольной мотивации и ранней алкоголизации большое влияние оказывают установки взрослых, их личный пример, алкогольные традиции ближайшего социального окружения. Именно поэтому для обеспечения эффективного антиалкогольного и антинаркотического гигиенического обучения и воспитания школьников необходимо подготовить взрослое население. Отрицательный пример родителей играет существенную роль в формировании у детей отношения к алкоголю, наркотическим веществам, так как психологии ребенка свойственно ложное понимание признаков мужественности, меньшая самостоятельность и большая зависимость от внешних обстоятельств.

Известно, что наибольшее влияние на детей и подростков как непосредственно через воспитание, так и опосредованно (бытующие в семье установки, традиции, особенно алкогольные) оказывают родители. Поэтому для успешного антиалкогольного воспитания детей и подростков необходимо проводить работу с родителями. Это, с одной стороны, поможет значительному оздоровлению микросреды, с другой — оснастит родителей необходимыми теоретическими знаниями и методикой проведения антиалкогольного (антинаркотического) воспитания детей.

Важнейшая роль в осуществлении педагогического воздействия как на детей, так и на взрослое население — родителей, принадлежит школе, так как школа призвана быть стержнем, объединяющим влияние на детей семьи и общественности. При этом имеется в виду не просто сумма влияний, а организованная система воспитательных воздействий.

Для успешного осуществления мероприятий по антиалкогольному и антинаркотическому, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения родители, педагоги и медицинские работники школ должны быть хорошо осведомлены в вопросах возрастных особенностей детей и подростков, сроков и условий формирования положительного отношения к потреблению психоактивных веществ.

Одно из основных средств профилактики заключается в решении проблемы свободного времени ребенка. Средство простое и общедоступное. Однако не следует недооценивать его важности. Досуг ребенка должен быть тесно связан с жизнью семьи, родителей. Ребенок не все время находится в школе, в группе, он достаточно времени проводит дома, и ему необходим контакт с родителями, с другими членами семьи, ему необходима их любовь, необходимо их внимание, их помощь и забота. Контакт с ребенком, необходимость постоянного воспитательского воздействия на него оказывают дисциплинирующее влияние и на родителей — для того чтобы развить какие-то хорошие и полезные черты в ребенке, необходимо показать ему пример, а следовательно, развить эти черты в себе, и наоборот. Для того чтобы не подать дурного примера ребенку, надо изживать у себя то плохое, что может ему навредить.

Решение проблемы досуга тесно связано с решением еще одной не менее важной проблемы — обеспечения подростку возможности для самораскрытия личностных задатков в общественно приемлемой форме. Это могут быть физкультура и спорт, музыка и изобразительное искусство и многое другое, в чем он может осуществить свои желания и потребности самовыражения и что позволяет ему чувствовать себя полноценной и достойной личностью. Это связано с тем, что человеку свойственно стремление к движению, к нарушению чувства равновесия. Решив одну проблему, он стремится поставить перед собой другую, более трудную. Человек постоянно строит новые планы, стремится к новым целям.

В отсутствии дела часто кроется причина невротических жалоб на то, что «жизнь стала бессмысленной». Поскольку тяга к деятельной активности в человеке неистощима, особенно у детей, подростков, юношей, постольку отсутствие настоящего, общественно значимого и полезного дела ведет к поиску любых занятий, которые смогли бы обеспечить психологический комфорт, повысить самооценку, избежать чувства напряженности, тревоги, страха. В обстановке бездеятельности и бесперспективности резко возрастает риск обращения подростка к различным суррогатным средствам регулировки своего эмоционального состояния.

Те формы группового поведения, которые наиболее распространены в настоящий момент среди социально значимого для подростка круга людей, становятся для него образом для подражания.

Возможные неформальные объединения с девиантным уклоном в поведении, молодежная рок-культура, тяга к мистике и суевериям, вспышки националистических эмоций, «немотивированная» подростковая жестокость и проституция — при всем различии этих видов негативного социального поведения — объединены общей чертой. Они возникают в молодежной среде как варианты общественной патологической адаптации к определенной среде, именно к такой, где отсутствуют формы активности, способные удовлетворить потребности молодежи.

Одним из важнейших разделов работы со взрослыми является работа с родителями. Это обусловлено, в частности, тем, что существующие в семье традиции, в том числе алкогольные, являются важным фактором, определяющим формирование положительного или отрицательного отношения ребенка к психоактивным веществам.

Именно в семье закладываются основы поведения ребенка, его отношение к разным сторонам жизни. Воспитание, полученное ребенком в семье, в значительной степени определяет его поведение в дальнейшем. Если у человека еще в детстве выработаны правильные установки и стереотипы поведения, которые обеспечивают его социальную компетентность, например, уверенность в своей ценности, способность устанавливать и поддерживать долгосрочные отношения, независимость от мнения группы, умение правильно организовать и использовать свободное время, то впоследствии, даже оказавшись в критической ситуации, он сумеет найти достойный конструктивный выход из нее, не прибегая к потреблению психоактивных веществ.

Правильное, адекватное отношение к своему здоровью, чувство самодостаточности и самоуважения, вера в собственные силы и уверенность в будущем, умение строить и поддерживать добрые отношения с окружающими, вовлеченность в коллективные интересы и в социальное пространство жизни — все это помогает молодежи реализовать свою энергию и позволяет приобрести своего рода иммунитет к наркотическим соблазнам.

При формировании задач и проведении работы с родителями, членами семьи необходимо учитывать основные факторы микросоциальной среды, способствующие приобщению к потреблению наркотиков и других психоактивных веществ. Наиболее характерным предрасполагающим фактором является нарушение взаимоотношений в семье. Это при неполной семье («безотцовщина»), в которой труднее осуществить правильное воспитание, при «деформированной» (с мачехой или отчимом) или распадающейся семье, когда родители постоянно находятся на грани развода.

Наиболее опасными в этом отношении являются асоциальные семьи с пьянством, криминальными разборками родителей и жестоким отношением внутри семьи друг к другу. В этих случаях подростки стремятся реже бывать дома и в конце концов оказываются на улице, где основным развлечением являются подобные вещества.

Существенную роль играет гиперопека, когда ребенка с детства чрезмерно опекали, решали за него все проблемы и не способствовали формированию у него самостоятельности.

Другой крайностью является эмоциональное отторжение со стороны родителей, отсутствие тепла во взаимоотношениях, понимания, сопереживания.

Работа со взрослым населением в идеале должна проводиться в широком масштабе трудовой и познавательной деятельности: на предприятиях, в учреждениях, средствами массовой информации и т.д. Однако суровая действительность свидетельствует о том, что только школа совместно с родителями могут что-то реальное сделать для детей.

Именно с этих позиций педагог должен рассматривать свою миссию и сосредоточить свое внимание на работе с родителями и непосредственно с детьми.

Подготовка родителей в школе дает возможность наиболее полно осуществить принцип дифференцированного подхода в зависимости от возраста детей — здесь есть возможность собрать родителей детей одной возрастной группы.

Кроме того, педагог имеет возможность проводить индивидуальную работу в неблагополучных семьях с высокой эффективностью, если он хорошо знает их возможности и особенности.

Формы работы с родителями должны использоваться как коллективные, так и индивидуальные. Наиболее распространенной и общепринятой коллективной формой являются родительские собрания: общешкольные и классные.

При отборе смыслового содержания для общешкольного собрания необходимо учитывать его основную специфическую особенность — неоднородность аудитории (присутствуют родители детей разных возрастных групп). Поэтому информация должна быть значимой для всех. Это, прежде всего, сведения о проблеме наркотиков, опасности, которую они представляют для человека и для общества, о нравственной и правовой ответственности, которую несут потребители и лица, способствующие приобретению наркотиков детьми и подростками, о ведущей роли семьи в формировании у детей соответствующих установок, о симптомах потребления и о помощи, на которую могут рассчитывать родители в случае потребления наркотиков их детьми.

Еще более удобной формой работы являются классные собрания: здесь присутствуют родители детей одного возраста, что позволяет вести работу целенаправленно, с учетом возрастных особенностей детей.

Наиболее оптимален дифференцированный подход к профилактике в условиях школы в зависимости от возраста детей. Это связано с тем, что играют большую роль не только морфологические, физические, психологические особенности того или иного возраста, но и то, что в каждом периоде свои специфические причины и условия для формирования положительного или отрицательного отношения к потреблению наркотиков и других психоактивных веществ.

При планировании и проведении профилактической работы с родителями целесообразно заниматься отдельно с тремя потоками: родителями младших, средних и старших школьников.

С родителями младших школьников следует работать, исходя из специфических особенностей этого возраста, принимая во внимание, что начальный период обучения в школе — один из кризисных в жизни ребенка. Это связано с изменением всего жизненного строя при поступлении в школу, с трудностями адаптации к начальному периоду, к возрастающим школьным нагрузкам, к началу активной социализации личности маленького человека.

Оптимальные формы поведения родителей должны исходить из задачи формирования у детей младшего школьного возраста установки на здоровый образ жизни. Это, в первую очередь, критический пересмотр внутрисемейных традиций, особенно алкогольных, взаимоотношений членов семьи с учетом свойственного этому возрасту подражательного поведения, внимательное неформальное отношение родителей к школьным успехам ребенка, помощь и контроль в планировании и проведении детьми свободного времени, в выборе форм досуга и увлечений, способствующих духовному развитию ребенка, максимальная изоляция его от неблагоприятных семейно-бытовых конфликтных ситуаций.

Родителям детей среднего школьного возраста следует указать на основную характерную особенность этого возраста, которая заключается в полной перестройке гормональной деятельности организма подростка, сопровождающейся резким скачком роста всех органов и развития систем организма. Глубокая перестройка эндокринной системы, рост половых желез, усиление активности щитовидной железы, надпочечников, задней доли гипофиза сопровождается перестройкой психики. Появляется потребность в автономии, собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения, повышается оценка наставлений взрослых. Ярко выражен негативизм.

Это возраст критический по отношению к приобщению к потреблению психоактивных веществ (курение, алкоголь, наркотики). Приобщение происходит, как правило, в условиях общения подростковых групп при избытке свободного времени, бесцельном, бессодержательном проведении досуга, отсутствии других интересов. Роль родителей заключается в оздоровлении микросоциальной среды, создании и поддержании психологически комфортных условий для подростка (неблагоприятный морально-психологический климат семьи травмирует ребенка, дезорганизует его психическое развитие), помощи в организации досуга, в формировании интересов подростка, в непременном обеспечении личного положительного примера, а также участии в выборе видов деятельности подростка. Устойчивые увлечения исключают приобщение к наркотикам, делая невозможной обстановку безделья, скуки, праздности. Воспитание у детей склонности к насыщенным формам проведения досуга способствует их духовному и физическому развитию.

Работа с родителями старших школьников зависит от сформировавшегося у их детей отношения к психоактивным веществам. Этот возраст приближается к периоду биологического и психологического равновесия, активно происходит становление мировоззрения и осознанного отношения к требованиям жизни и общества.

Если молодой человек не употребляет психоактивных веществ и не имеет к этому склонности, то роль родителей — обеспечивать личный положительный пример, исключая нездоровые традиции в семье, оказывать помощь и участие в выборе их ребенком видов деятельности, противостоящих приобщению, помнить, что наиболее опасными факторами риска в этом возрасте могут быть ранняя самостоятельная жизнь, неправильное понимание принципа самоутверждения, отрицательный пример пьющих взрослых, традиционных выпивок «с получки», «обмывания» покупок, первой зарплаты, неблагоприятный контакт с уличной средой.

В тех же случаях, когда молодой человек знаком с психоактивными веществами и проявляет к ним заинтересованное отношение, необходимо дать рекомендации обратиться к врачу-наркологу с целью установления степени зависимости и совместной выработки общей стратегии поведения в отношении профилактики или (в случае необходимости) лечения.

Воспитательная работа по борьбе с приобщением детей и подростков к наркотическим и другим одурманивающим веществам должна проводиться также дифференцированно, в зависимости от возраста ребенка. Это вызвано тем, что младший, средний и старший периоды школьного детства существенно отличаются друг от друга по морфологическим, физиологическим и психологическим показателям, по характеру ценностных ориентации, уровню социальной адаптации личности, сфере интересов и потребностей и, что особенно важно, по своим специфическим условиям для формирования положительного или отрицательного отношения к потреблению психоактивных веществ.

Все мероприятия воспитательного воздействия по профилактике приобщения к потреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ должны строиться с учетом возможных причин приобщения, специфических для каждого возраста. Главная особенность младшего школьного возраста (7 — 10 лет) заключается в том, что ребенок поступает в школу, и с этого момента начинается систематическая общественно оцениваемая учебная деятельность, которая в корне изменяет его образ жизни. Именно этот период для многих детей является критическим: неспособность вовремя и без нарушений адаптироваться к новым условиям и к новой среде может иметь очень неприятные отдаленные последствия, в том числе и увлечение алкоголем, наркотическими и токсическими веществами. Это происходит, когда не соблюдены условия, обеспечивающие адаптацию ребенка к различным этапам обучения в школе.

Еще одна важная особенность: для младших школьников очень характерно подражательное поведение, поэтому для правильной ориентации детей имеют огромное значение обычаи, навыки поведения окружающих взрослых, атмосфера микросреды, в которой пребывает ребенок. Поэтому бережное отношение к личности маленького школьника, постоянное внимание к его жизни в школе и дома, соблюдение гигиенических норм обучения, а также работа по оздоровлению микросоциальной среды являются непременными условиями, необходимыми для начала формирования отрицательного отношения к потреблению психоактивных веществ.

Возраст 11-14 лет — подростковый, или средний школьный -один из самых сложных периодов в жизни человека. В это время происходит резкий скачок роста всех органов, развития систем организма на фоне активизации гормональной деятельности. Завершается этот процесс наступлением половой зрелости. Соматическая перестройка происходит одновременно с перестройкой психики.

Если, будучи школьником, ребенок действовал по непосредственному указанию старших, то теперь основными для него становятся собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит некоторое ослабление контактов со взрослыми: учителями, родителями, активный поиск своего «я».

Стремление поскорее ощутить себя более старшим, чем это есть на самом деле, проявляется в подражании взрослым. Это подражание может быть общественно положительным или общественно отрицательным. Именно в этом возрасте происходят первые пробы психоактивных веществ. Чаще всего на первом месте среди мотивов приобщения стоит «любопытство». С одной стороны, это естественная любознательность, являющаяся одной из замечательных особенностей человека. Она проявляется в самом раннем возрасте и предопределяет развитие исследовательских наклонностей. Неудивительно поэтому, что некоторые молодые люди пробуют наркотики исключительно затем, чтобы испытать их действие на себе. С другой стороны, любопытство -это стремление к опасности, которое тесно связано с проблемой рискованного поведения. Риск, как известно, это действие, совершаемое «на авось», наудачу, в надежде на счастливый случай, то есть действие в условиях большей или меньшей неопределенности.

Кроме того, поскольку подавляющее большинство подростков знакомится с психоактивными веществами в компании своих сверстников, новичок, помимо удовлетворения своего любопытства, испытывает чувство принадлежности к «своей» группе, престижной для него в данный момент. Ведь иначе бы подросток в нее не стремился и не рисковал бы испытывать на себе действие вещества, о котором он, как правило, уже имеет представление как о вредном для здоровья.

Говоря о старшем школьном возрасте (15-17 лет), следует рассматривать его как приближение к периоду биологического и психического равновесия. Этот самый «ранний» период зрелости является завершением формирования индивидуальной и общественной самостоятельности. В этом возрасте у человека уже сформировано мировоззрение, система ценностных ориентации, он живет своей эмоциональной жизнью. Основным переходным моментом является надвигающееся в самом ближайшем будущем изменение образовательного статуса, включая завершение среднего образования и планы на дальнейшее продолжение образования или начало трудовой деятельности. Появление новых стрессовых ситуаций может спровоцировать увлечение психоактивными веществами. Отмечено, что в ряде случаев поводом для этого является переутомление: возникает желание выпить, покурить «травку», чтобы «забыться», «встряхнуться», «освежиться».

При работе с родителями основное внимание следует уделять разъяснению того, что самым важным фактором, определяющим формирование положительного или отрицательного отношения к приобщению потребления психоактивных веществ у детей и подростков являются семейные антиалкогольные установки, традиции.

Обсудить на форуме

Похожие Материалы:

  1. Аспекты проблемы Наркомании
  2. Программа профилактики употребления наркотиков
  3. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков
  4. Психология ранней наркомании
  5. Факторы развития наркомании

Tags: , , , ,

 

Оставить отзыв





 

 
Яндекс.Метрика